3 сент. на Первом канале стартует новое музыкальное шоу "Дух оперы", I-е съемки которого прошли 31 августа в МХТ.
Шоу создано по лицензии программы британского телеканала ITV "Popstar to Operastar", выкупленной пока на 1 сезон. Идея шоу - известные поп-артисты вдруг превращаются в оперных певцов, а представительное жюри оценивает их эксперименты. В оригинальном английском шоу не принимают участие суперзвезды, однако попытки спеть оперным вокалом предпринимают успешные молодые артисты. К примеру, в последнем сезоне выиграл Joe MCELDERRY, победитель шоу X-Factor (аналог "Фабрики звезд", "Народного артиста" и т.д.).
I канал, как всегда, не пошел по пути прямого копирования. У нас в шоу принимают участие состоявшиеся и даже возрастные суперзвезды: Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Сергей Лазарев, Тамар Гвердцители, Лев Лещенко, Полина Гагарина, Ани Лорак. В отличие от оригинала, подразумевающего ежедневные эфиры про тренинги поп-певцов под руководством оперных специалистов, "Дух оперы" со сверхзанятыми звездами будет выходить каждую неделю в формате концертного соревнования с оценками жюри.
Жюри на шоу будет более чем авторитетное - на записи I-го конкурса в жюри были Зураб Соткилава, Любовь Казарновская и Михаил Швыдкой (представлять их, наверняка, излишне). За исключением них, планируется привлечь в "Дух оперы" Романа Виктюка, Елену Образцову и иных уважаемых специалистов. I же конкурсный день продемонстрировал, что жюри судит доброжелательно, однако строго. На вокальные огрехи указывает подробно и справедливо. Звезды не обижаются. Они здесь в качестве неофитов оперы, и к советам жюри прислушиваются очень заинтересованно.
Еще одно серьезное различие от британского оригинала. I канал все-таки не решился сделать "Дух оперы" полностью оперным. В отличие от Великобритании, где оперные постановки собирают вполне приличный рейтинг, а оперные звезды зарабатывают безумные денежные средства и сами по себе являются селебритиз, в РФ все не так. Ставить в прайм-тайм выходного дня сугубо оперное состязание канал обоснованно не стал. В программу конкурса внесены не только лишь оперные туры, но еще и выполнение романсов, номеров из мюзиклов, итальянские песни. Что всерьез более привычно для русского массового телезрителя.
Режиссурой шоу занимается скандальный оперный режиссер Василий Бархатов, что еще одно серьезное отступление от британского оригинала, где поют без всяких декораций и мизансцен. Хотя, по первому выпуску шоу зрители едва ли заметят хоть какую-то скандальность или авангардность подачи. Бархатов сделал зрелищные номера в традиционном "оперном" стиле (с поправкой на телегеничность), будто был озадачен познакомить телезрителей антуражем классического оперного театра. Вероятно, просвещение зрителей сравнительно антуража современных постановок входит в его задачи на будущее.
Сперва весьма хватает эффекта неожиданности. Филипп Киркоров поет бравурные куплеты Эскамильо ("Тореадор") Ж.Бизе из оперы "Кармен" в образе брутального вальяжного тореадора, что само по себе смешно и скандально. Валерия разыгрывает партию стервозной Далилы из оперы "Самсон и Далила" К.Сен-Санса в кисейном белоснежном образе отличницы, и впрочем французское произношение неминуемо преврашает исходное меццо-сопрано в куда более привычный фр. шансон, - и такая "тургеневская" Далила скандалезна.
Приятно удивил Сергей Лазарев. Его актерские способности и певческий дар неплохо известны, однако так, как смог Лазарев соединить энергичную актерскую игру и практически идеальный оперный вокал в "Песенке Герцога" из "Риголетто" Дж.Верди - нужно видеть. Бархатов придумал целую световую конструкцию для этого номера, однако все лишнее - блистательная игра и пение Лазарева вытягивают номер даже без декораций, так он убедителен.
Дима Билан и вовсе сделал невероятное. Спел дуэт Париса и Елены из одноименной оперы Глюка и за Париса, и за Елену, при этом фальцетом, - получился первоклассный контр-тенор. Кажется, и сам Билан не ждал от себя подобного. Однако как же здорово, когда артист не останавливается в развитии, не почивает на лаврах "звезды", а продолжает копаться в себе. Искать новые краски в голосе, новые тембры, новые регистры. Обогащать собственный профессиональный арсенал вокалиста все новыми и новыми приемами. Лишь так и должен делать Артист с огромной буквы.
Не стоит думать, что все у всех получилось, и критик разливается елеем. Отнюдь. Филипп Киркоров с явно простуженным голосом не справился с партией "Тореадора", не хватило "Мощи", как говаривает Алла Борисовна. Перенести съемку нельзя, увы, и было заметно, что Филипп поет вряд ли в половину своих возможностей...
Совсем не получилась роковая красотка и соблазнительница Кармен у Тамары Гвердцители. Не удалась нежнейшая кантилена "Джанни Скикки" Дж.Пуччини у Ани Лорак, впрочем все вокальные предпосылки у Лорак исполнить ее были, - однако не было времени на репетиции, чтоб отточить эту сложнейшую партию. Та же сложность у Валерии - обиднейшая сырость номера, проистекающая только из-за дефицита времени на репетиции.
Редакторы шоу выбрали для старта наиболее известные, даже азбучно известные оперные арии. Подобные, чтоб сходу подпевать. Артисты рискнули наиболее главным - собственной репутацией, чтоб спеть совершенно непривычное для себя. Прошлого Билана и Лазарева более не будет, они перешли Рубикон. I канал рискнул поставить оперное шоу в прайм-тайм.
Сейчас весьма важно, чтоб зритель понял и оценил эти культрегерские усилия звезд и телевизионщиков. I выпуск - 3 сент. в 21.15.
|