На конец 2010 г. задолженности составляли 10,7 триллиона юаней (1,68 триллиона долл.).
Китайскую экономику могут подорвать непомерно крупные плохие задолженности региональных властей. В 2008 г. правительство объявило о пакете стимуляционных мер на 600 миллиардов долл., что помогло стране сравнительно просто пережить глобальный экономический кризис. Хотя следствием стали крупные займы местных властей на инфраструктурные проекты, заплатить в срок за которые они подчас не в состоянии. На конец 2010 г. задолженности составляли 10,7 триллиона юаней (1,68 триллиона долл.).
По оценкам официального Пекина, объем плохих кредитов составляет 2,5-3 триллиона юаней (393-472 миллиарда долл.), в то время как в Standard Chartered думают, что этот показатель может составить 8-9 триллиона юаней (1,2-1,4 триллиона долл.). Как подчеркивает агентство Reuters, худший вариант превысит объем списаний в финансовом секторе США в 2008 г. - 700 миллиардов долл.
Риск дефолтов растет. Так, власти сев. провинции Ляонин, где сконцентрированы значительные промышленные мощности, в 2010 г. просрочили 85 процентов платежей, нужно из доклада местного аудитора. Однако муниципальные власти, похоже, не очень переживают, так как четко следуют директивам Пекина удержать рост ВВП на уровне не ниже 8 процентов. В случае же неспособности заплатить по счетам они полагаются, что центральное правительство придет на помощь.
"Многие из таких кредитов, выданных местным правительствам и различным государственным компаниям, могут быть не возвращены. А значит, центральному правительству будет нужно выручать или местные власти, или банки, а скорее и тех и иных. Так уже было в 1990 г.. Тогда, в том числе, власти привлекли управляющие компании для рекапитализации банков, у которых скопилось чересчур немало токсичных долгов", - заявил РБК daily аналитик Capital Economics Ван Циньвэй. Тоже, власти могут позволить местным правительствам искать денежные средства на рынках городских бондов.
Хотя на каждую бочку меда найдется своя ложка дегтя. Одним из приоритетов на ближайшие 5 лет Пекин объявил сдерживание роста расценок на недвижимость, что не нравится местным администрациям. Дело в том, что муниципалитеты заинтересованы в в максимальной степени высоких ценах на рынке, так как продажи земельных участков обеспечивают их долговые обязательства и в целом дают до 40 процентов всей прибыли. Сейчас же их вынуждают отказаться от земли в качестве залога по кредитам.
Одним из побочных эффектов закручивания гаек становится рост так называемого теневого банкинга, когда нелегальные заемщики или трастовые компании предоставляют кредит, который в бухгалтерском балансе проходит, к примеру, по графе "инвестирование". В этом г. подобные подпольщики предоставили девелоперам кредиты на 32,7 миллиарда долл., при том что официальный объем их кредитования - 33,2 миллиарда долл.
Перебросом долгов по различным графам занимаются и государственные банки (по сообщениям китайских СМИ, те собираются для лучшей отчетности разнести по иным графам задолженности в 440 миллиардов долл.). И такая ситуация, похоже, устраивает всех.
"Если местные правительства столкнутся с резким ростом долга, то едва ли это так весьма замедлит экономический рост Поднебесной. Хотя если банки будут терпеть сильные потери, то Китай получит неэффективный банковский сектор на ближайшие несколько лет, что уже точно повлечет за собою снижение роста ВВП", - подчеркнул Ван Циньвэй. А снижение этого показателя в преддверии передачи власти от действующего руководителя КНР Ху Цзиньтао к его заместителю Си Цзиньпину в осеннее время следующего г. для правящей Коммунистической партии не выгодно.
|